18.02.2025г. Ресурсная школа представила очередной вебинар на тему: «Адаптация контрольно-измерительных материалов для обучающихся 7-х классов на уроках русского языка и 5-х классов на уроке математики». Спикерами данного мероприятия выступили: учитель русского языка и литературы Баранова О.К., учитель математики Ильина И.А. На данном вебинаре рассмотрели способы адаптации КИМ, инструкции предъявляемые к обучающемуся. Учителю очень важно учитывать, особенности обучающихся с ОВЗ, вариативность таких проявлений, понимать, что возможности к обучению у детей тоже чрезвычайно разные. Следует учитывать рекомендации психолого-педагогического консилиума образовательной организации по адаптации учебного процесса и учебной среды под индивидуальные потребности каждого обучающегося.
Важно адаптировать не только задание, но и инструкцию к нему: при устном предъявлении четко проговаривать все слова, акцентируя интонацией на главных содержательных моментах. Иногда может потребоваться и поэтапное предъявление инструкции через дополнительные паузы и повторы. Эффективная одновременное предъявление устной инструкции и визуальной поддержки (картинка, печатный текст и прочее). Также учитель должен быть готов заменить слова в инструкции на те, которые понимает конкретный обучающийся.
Если учитель планирует какие-то диагностические работы, то с целью адаптации контрольно-измерительных материалов для разнородной группы учеников, то он готовит три варианта таких материалов:
1 вариант предназначена для обучающихся не испытывающих трудностей с учебным процессом.
2 вариант предназначен для тех учеников, которые испытывают незначительные сложности с усвоением учебного материала. Для таких обучающихся учитель может подготовить «иллюстративный материал, словарные таблички, план ответа или ключевые слова для опоры при выполнении задания».
3 вариант заданий предполагает, что обучающиеся осваивают программу не в полном объеме. Для выполнения проверочных заданий им необходима «помощь учителя, сокращение объема заданий, дополнительные объяснения, постоянный контроль, побуждения к действиям.
Таким образом, мы видим, что перед учителем стоит непростая задача адаптировать учебный процесс под особые образовательные потребности разных обучающихся. Однако, можно отметить некоторые плюсы, которые будут появляться у учителя, освоившего технологию адаптации:
1. развитие собственной гибкости и рефлексивности
2. развитие профессиональной креативности
3. накопление портфеля кейсов для разных учебных ситуаций, который обязательно поможет учителю в любой ситуации
4. чувство собственной самоэффективности
5. признание со стороны ученика и его родителей.
Несмотря на все сложности, дорогие педагоги, пробуйте, ищите пути к каждому ученику, верьте в свои собственные силы и возможности своих учеников!
,