Анна Викторовна поделилась своим опытом работы, а также рекомендовала использовать в коррекционной работе с детьми основные этапы работы, которые важны при обучении детей с ОВЗ правильному звукопроизношению. Очень важно как можно раньше начать правильную коррекцию по звукопроизношению и обучению грамоте, так как это важные предпосылки становления грамоты при дальнейшем обучении в школе.
Консультация для педагогов:
«Нюансы обучения правильному звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте»
Ук-10, логопедический кабинет, учитель-логопед: Сукачевская А.В.
Обучение правильному звукопроизношению и подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте — это важные аспекты развития речевых навыков у детей.
Вот некоторые нюансы, которые могут быть полезны в этом процессе:
1. Развитие слухового восприятия - важный аспект общего развития, который влияет на речь, обучение и общее восприятие окружающего мира. Музыкальные занятия: пение и музыкальные игры помогают развивать слуховую память и внимание. Чаще это распознавание звуков на слух.
Примеры игр. Игра «Неречевой слух» на логопедической панели.
2. Развитие фонематического восприятия включает в себя способность различать и обрабатывать звуки речи, а также осознавать, какие звуки составляют слова. То есть наше Обучение происходит от звука к букве. Прежде чем познакомить ребёнка с буквой, учат слышать звук, который её обозначает, выделять его на слух, определять место звука в слове.
Примеры игр. Игра « На все голоса» (звукопроизношение) на логопедической панели.
3. Формирование правильного звукопроизношения - Моделирование правильной речи: Постарайтесь говорить четко и правильно, чтобы дети могли подражать. Избегайте "упрощенного" произношения. Включение в режимные моменты артикуляционные гимнастики. Проводите занятия с упражнениями для развития движений губ, языка и челюстей. Упражнения на развитие артикуляции помогут детям лучше произносить звуки.
Примеры игр. Игра «Пойдем гулять с Язычком»
4. Подготовка к обучению грамоте Введение в мир букв. Знакомство с буквами:
- Регулярное чтение книг помогает развивать у ребенка интерес к языку и его структуре. Обсуждайте содержание, задавайте вопросы о том, что он услышал. Читайте детям книги с яркими иллюстрациями и задавайте вопросы о прочитанном. Это развивает понимание речи и помогает формировать ассоциации между звуками и буквами.
Дети к 6-7 годам должны уметь производить звуковой анализ слов: определять место заданного звука в слове (начало, середина или конец), на заданный звук подбирать слово, определять количество слогов в слове, различать гласные и согласные звуки, различать согласные по твердости и мягкости и тд.
Примеры игр. Игра « Различаем Р и Л»: определить надо звук Р или Л в слове, определяем место заданного звука в слове и количество слогов в слове.
5. Игровые методики - Используйте различные игровые формы: ролевые игры, настольные игры, рассказывание историй. Это делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.
6. Индивидуальный подход - Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Позитивное подкрепление - это создает положительную мотивацию и желание продолжать обучение.
7. Взаимодействие с родителями - Информируйте родителей о том, как они могут поддерживать обучение дома — через совместное чтение книг, игры со звуками и буквами, и совместные занятия.
Эти нюансы помогают создать эффективную образовательную среду, которая поддерживает развитие речевых навыков у детей и способствует их успешной подготовке к обучению грамоте.